Канаты, изготовленные в соответствии с сортиментом ГОСТ 2688–80 , представляют собой тросы, состоящие из стальной проволочной оболочки и органического сердечника, выполненного из искусственных или природных материалов. Для изделий, соответствующих ГОСТ 2688 , установлены не только технические требования к конструкции, материалам, способам исполнения, но и разработаны стандарты на условия хранения, транспортировку, методы контроля и испытаний.
Это является гарантией качества и обеспечивает безопасную и долговременную работу изготовленных по ГОСТ 2688–80 канатов стальных. Технические условия изложены в общем стандарте на этот вид продукции: ГОСТ 3241–91 (ИСО 3108).
Технические требования
Стальные тросы ГОСТ 2688 изготавливают для промышленной техники и подъёмных устройств, перемещающих грузы и людей. Конструкция и материалы обеспечивают заданные свойства в зависимости от назначения и условий работы.
Общие требования к конструкции
Наружная оболочка троса состоит из шести проволочных прядей, свитых за один технологический приём. Технология и оборудование обеспечивают линейное касание элементов пряди. В каждую прядь входят 19 стальных проволок круглого сечения. Они расположены в три слоя:
- Центральная ось — 1 шт.
- Средний слой — 6 шт.
- Верхний слой — 12 шт.
В верхних рядах половина проволок имеет отличный от остальных диаметр, что обеспечивает округлость прядей и более ровную поверхность жгута.
Внутри расположен неметаллический сердечник. Его выполняют из различных природных и искусственных материалов, в зависимости от назначения троса. Органический сердечник обеспечивает более высокую эластичность и подвижность каната, чем свитый из стальной проволоки.
Требования к изделию и материалам
Стальная проволока может быть оцинкованной и не иметь покрытия, но должна удовлетворять требования ГОСТ 7372–79 . Любое цинковое покрытие не должно иметь следов ржавчины и микротрещин и не может содержать сторонних примесей.
Наличие западающих, торчащих и оборванных проволок на поверхности изделия недопустимо. Шаг свивки проволок в наружном слое прядей не должен превышать девяти диаметров пряди.
Для смазки канатов рекомендовано использовать Торсиол-55 или другие масла, изготовленные по нормативной документации. Сердечники не пропитываются только по требованию потребителя.
Длина изделия определяется в процессе его изготовления по счётчику. Концы у линии обрезки должны быть накрепко обвязаны или заварены. На поверхности троса допускается наличие ворса от органического сердечника и зазора между прядями. Размер зазора должен быть в пределах поля допуска для каждого вида продукции.
Приёмка и технический контроль
Контролю подлежит каждая партия изделия. Партией считают канаты одного вида и размера в упаковке, снабжённой одним документом о качестве. В документе о качестве, заверенном штампом отдела технического контроля, должны быть представлены результаты испытаний и указано разрывное усилие каната или суммарное значение разрывных усилий всех проволок, из которых свивается оболочка. Документ на партию изделия содержит полные сведения о составе материала сердечника и типе смазки. В нём указывают номер и условное обозначение продукции, длину, вес, номер барабана и дату изготовления.
Изделия грузолюдского назначения проходит более тщательный отбор и проверку, чем применяемые в промышленности для перемещения грузов. В грузовом канате на перегиб и растяжение испытывают 25% проволок, а в грузолюдском — 100%.
Для всех оцинкованных тросов проводят испытания десяти процентов проволок на прочность сцепления цинка с основой. Визуально проверяют наличие смазки и отсутствие дефектов на поверхности. Для канатов всех видов проводят контрольные замеры диаметра и шага свивки.
Упаковка, транспортировка и хранение
Канаты сматывают в бухты и наматывают на деревянные или металлические барабаны. К концу крепят металлический ярлык. Маркировка на ярлыке должна содержать:
- Условное обозначение.
- Заводской номер.
- Товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.
- Дату изготовления.
- Длину каната или каждого из его отрезков.
- Вес.
Продукцию перевозят в соответствии с правилами, установленными для перевозки грузов в открытых и закрытых видах транспорта.
Стальные канаты хранят в соответствии с требованиями ГОСТ 15150 для группы Ж2. Бухты и катушки разрешено размещать в неотапливаемых помещениях и под навесами.
Во время хранения у потребителя изделия осматривают по наружному проволочному слою и смазывают не реже 1 раза в 6 месяцев. Ось барабана, на который намотан трос, во время хранения должна быть расположена параллельно полу.
Разматывают канаты с бухты или катушки, держа их под натяжением. Это позволяет избежать образования петель и заломов. Отрезают нужный кусок при помощи дисковой пилы.
Соблюдение правил транспортировки и хранения позволяет сохранить первоначальную структуру каната и предохранить его от коррозийных и механических повреждений.
Области применения
Стальные канаты, а также тросы и стропы из них, нашли широкое применение в подъёмных системах, в комплектации кранов, тельферов, землеройных и буровых машин. Их используют для устройства подвесных дорог и строительных конструкций.
Для перемещения людей и грузов применяют изделия высокого и повышенного качества марок В и ВК.
Стальные тросы из проволоки без покрытия используют:
- в качестве лифтовых канатов;
- в шахтовых подъёмниках;
- для комплектации изделий, эксплуатируемых в помещениях и под навесами.
В агрессивной среде промышленных предприятий и в области судостроения рекомендовано использовать оцинкованные тросы групп Ж и ОЖ.
Для транспортных, землеройных и погрузочных работ на открытом воздухе используют стальные канаты с цинковым покрытием групп С и Ж.
По условиям применения рекомендовано использовать изделия маркировочных групп:
- 1570—1770 — для лифтов и шахтных подъёмников;
- 1370—1770 — в промышленном производстве и судостроении;
- 1370—2160 — для изделий общего назначения.
Широкий выбор стальных канатов сортимента ГОСТ 2688 , которые обладают достаточной прочностью и износостойкостью, позволяет использовать их для работ с различными нагрузками, в разнообразных климатических условиях и агрессивных средах.